Назад
На главную страницу

 

МЕЧЕТЬ БИБИ-ХАНЫМ



 

Именно на это сооружение устремляет свой изумлённый взгляд всякий, кто въезжает в город. Огромная, величественная, безмолвная… Стоя под её стенами и аркой, высоко запрокинув голову, чтобы достать взглядом купол и минареты, отчётливо осознаешь огромность этого мира. Впрочем, так оно и было задумано. Сооружения Самарканда должны поражать своих потрясённых зрителей своей красотой, масштабом и ощущением макрокосма. Блестяще сказанные о бирюзовом куполе мечети (20 метров в диаметре) слова, подтверждают, что эффект достигнут: “Купол ее был бы единственным, если б небо не было его повторением, единственной была бы арка, если бы Млечный Путь не был ее парой”.

Народное предание*) связывает строительство этой мечети с именем жены Тимура, решившей подарить своему супругу сооружение во время его отсутствия. История, однако, не знает имени Биби-ханым, и разрушает всю прелесть сказки. Главную жену Тимура звали Сарай Мульк-Ханым. И ко времени постройки мечети, ей было далеко за 60 лет. Фактически же, мечеть построена при Тимуре в 1399—1404 годах была заложена Тимуром после победоносного похода на столицу Индии — Дели.

Мечеть Биби-ханым - самая большая в Средней Азии и одна из крупнейших во всем мусульманском мире. Размеры ее, по данным раскопок, составляли около 100х140 метров. Для сравнения - мечеть султана Хасана в Каире, тоже построенная в XIV веке, имеет размер 60х120 метров, а мечеть Джума в Исфагане к XIV веку имела размеры 115х125 метров. Если обратиться к Западной Европе, то, почти совпадающий, по времени постройки, готический собор Милана, самый большой среди других соборов, оказывается по плану почти равным мечети Биби-ханым.

В своем первоначальном виде мечеть представляла гигантское сооружение, состоявшее из многих построек. Ее со всех сторон окружали стены, по углам стояли четыре высоких круглых минарета. Наружные стены и три угловых минарета не сохранились; только на северо-западной стороне одиноко высится полуразрушенный минарет; угрожавшая падением верхняя его часть была разобрана в 1897 году. Все постройки некогда были объединены в единое композиционное целое крытой галереей с несколькими рядами каменных колонн.

На восточной стороне обширного внутреннего двора, имевшего форму прямоугольника (62х83 метра), находится главный входной портал (пештак), высотой 33,15 метра. Против него - большое здание главной мечети; ее общая высота от земли до наивысшей сохранившейся точки составляет 36,65 метра. По северной и южной сторонам поставлены одно против другого купольные здания малых мечетей.

Некогда великолепно оформленный двор был вымощен мраморными плитами и керамической мозаикой. Улугбек установил внутри главного здания громадный мраморный пюпитр, предназначенный для Корана и переставленный в 1875 году на середину двора.


Огромное здание мечети, строившееся наспех, оказалось недолговечным и начало разваливаться уже в первые годы своего существования. В XVII веке состояние мечети было настолько угрожающим, что правитель Самарканда Ялангтуш-бий решил соорудить новую соборную мечеть на площади Регистан. Землетрясения ускорили процесс деформации и разрушения куполов и увеличили угрожающие трещины арок. Землетрясением 1897 года была разрушена значительная часть отделанного мрамором портала главного входа В результате от монументального, целостного по своей композиции сооружения остались лишь руины.

В первые годы Советской власти ставился вопрос о полной реставрации мечети. Однако работы на первых порах коснулись лишь благоустройства памятника: были снесены лавки и очищена территория вокруг мечети Техническая реставрация этого памятника требовала, помимо крупных материальных затрат, предварительного и углубленного его изучения. В 20-30-х годах появились труды, более полно освещающие историю памятника; произведены обмеры оставшихся на поверхности частей; обследована площадь двора; исполнены большие работы по фиксации росписей мечети. В дальнейшем в, результате подробного археолого-архитектурного изучения здания был составлен проект графической реставрации мечети, созданной в свое время лучшими мастерами того времени. Однако, в последние годы Советского союза бытовало мнение о необходимости законсервировать памятник вместо его реставрации.

Став независимым, Узбекистан форсировал затянувшиеся реставрационные работы и к началу туристического сезона 2003 года, реставрационные мастерские под руководством главного инженера Ходихона Акобирова представили жителям и гостям Самарканда почти полностью восстановленное сооружение. По качеству этой реставрации существует много мнений, но факт остаётся фактом - отныне Самарканд не встречает больше гостей руинами.



*)Легенда о постройке мечети Биби-Ханым

(использован материал из сборника "Легенды о Самарканде" Н. Якубова. Самарканд - 1990)

Биби-Ханым была самой любимой женой Тимура и самой прекрасной женщиной его гарема. Когда Тимуруехал в один из походов, ей пришло в голову сделать ему подарок и, заодно, увековечить своё имя – построить грандиозную мечеть, которая бы своими размерами, великолепием и убранством превосходила все существующие постройки. Чтобы мастера и рабочие не сомневались, что у неё есть средства, царица приказала показать им груды золота и драгоценностей, предназначенные на постройку. Работа закипела. Руководить работой поставила молодого зодчего, и тот, очарованный красотой царицы влюбился в неё.

И вот мечеть уже почти выстроена, остаётся лишь одна огромная портальная арка. Всё чаще посещает постройки Биби-Ханым и торопит архитектора. Но тот не спешит: он знает, что не увидит больше её, как только исполнит поручение.

Тем временем Тимур шлёт весть о скором своём возвращении. Биби-Ханым с нетерпением ожидает окончания стройки. Но дерзкий зодчий ставит условие: мечеть будет закончена, если царица разрешит себя поцеловать. Царица разгневана; зодчий забыл, кто она такая? Но архитектор неумолим… Тогда Биби-Ханым решается пойти на хитрость: она приказывает принести яйца, раскрашенные в различные цвета. “Посмотри на эти яйца; с виду они все разные, внутри все одинаковые. Таковы мы женщины! Я подарю тебе любую из рабынь, которую ты захочешь”. На это зодчий приказал принести два бокала: один из них он наполнил обыкновенной водой; другой белым вином. “Посмотри на эти два бокала, с виду они одинаковые. Но если я выпью один, то ничего не почувствую, если выпью другой – он обожжет меня. Такова любовь!”

А Тимур уже подходит к столице. Биби-Ханым вне себя от досады: так долго лелеянный и почти уготованный ею сюрприз своему супругу может не получиться. Царица не смеет допустить этого. Она соглашается на поцелуй. Но при поцелуе закрывает лицо подушечкой (по другой легенде – ладонью); поцелуй бал так горяч, что оставил на щеке красавицы пятно.

И вот Тимур въехал в столицу, его восхищённому взору представилась во всём блеске соборная мечеть – подарок любимой жены. Каково же было смущение Биби-Ханым, когда прорицательный супруг углядел пятно на её щеке.

Здесь повествование раздваивается на две версии:


Версия первая:

Зодчего ждала смерть. Тогда он поднялся на один из минаретов построенной мечети вместе с учеником. Воины бросились туда, но, поднявшись наверх, встретили лишь ученика. “Где учитель?”, -спросили его. “Учитель сделал себе крылья и улетел в Мешхед”, - ответил тот…

Такова легенда.

История же не донесла до нас имени Биби-ханым среди жён Тимура. Более того, Руи Клавихо в своём Дневнике записал, что мечеть построена по приказу самого Тимура в честь матери старшей жены Тимура (Сарай Мульк ханым), что вполне вероятно, учитывая, что “Биби”, означает мать –

“Мечеть, которую сеньор приказал построить в честь матери своей жены Каньо, была самая почитаемая в городе. Когда она была закончена, сеньор остался недоволен передней стенкой, которая была [слишком] низка, и приказал сломать ее. Перед ней выкопали две ямы, чтобы через них разобрать фундамент, а чтобы работа спорилась, сеньор сказал, что сам берется вести наблюдение за одной частью [работ], а двум своим приближенным велел наблюдать за другой половиной, чтобы знать, кто скорее закончит свое задание. А сеньор [в это время] уже был дряхл, не мог ни ходить, ни ездить верхом, а [передвигался] только в носилках. И он приказывал каждый день приносить его туда на носилках и оставался там некоторое время, торопя работающих. Потом он велел доставлять туда вареное мясо и бросать его сверху тем, кто работал в яме, как будто они собаки. А когда он своими руками бросал [это мясо], то так побуждал [к работе], что нельзя не удивляться. Иногда же сеньор приказывал бросать в ямы деньги. И над этой постройкой работали так день и ночь. Это строительство и [сооружение] улицы приостановили [только] из-за того, что пошел снег”.


Версия вторая:

Великий завоеватель разгневался, но гнева своего не показал. Он только вызвал к себе мастера и приказал ему построить под землёй богатый мавзолей, такой богатой усыпальницы не было на целом свете. Тогда же повелитель приказал великому мастеру изготовить из глыбы розового мрамора саркофаг, а из чёрного нефрита намогильный камень и высечь на камне арабскими письменами рецепт изготовления глазури для куполов.

Когда всё было готово, Тимур убил мастера и захоронил его в подземелье. В подземелье он велел снести также свои сокровища и знаменитую библиотеку, которую привёз после военного похода в малую Азию. Затем вход был замурован. Шли годы. Планом подземелья овладел внук великого хромца. Он пополнял библиотеку - так постепенно подземелье превратилось в одно из крупнейших книгохранилищ мира. Но Улугбек умер, план подземелья исчез…



материалы взяты с сайта интернет-проекта Виртуальный Самарканд



Hosted by uCoz