МАВЗОЛЕЙ САМАНИДОВ (IX-X вв.)
Это первый объект в Средней Азии, где был использован жженый кирпич светло-желтого цвета с розовым оттенком. Для кладки стен, арок, куполов, колон и облицовки мавзолея использованы кирпичи-маломерки квадратной и прямоугольной формы различных размеров.
Здесь расположена могила основоположника Саманидского государства Исмаила Самани, его отца и внука. Исмаил Самани был правителем первого централизованного государства. Этот период - период его правления характеризуется как эпоха ренессанса. В это время достигла своего расцвета архитектура, наука, поэзия, литература, музыка. Много замечательных поэтов, писателей, ученых, жили и творили в этот период, среди них Абу Али ибн Сино, Рудаки, Бируни, Дакики, Аль- Кодеми, Табари. Архитектура также достигла своего расцвета. Были построены новые типы зданий мечети, медресе, мавзолеи, караван-сараи, бани.
МЕЧЕТЬ МАГОКИ АТТОРИ (XII век)
Мечеть находится в центре города. Она названа так, потому что на её месте прежде был торговый ряд продавцов пряностей (аттаров). Мечеть почти на 6 метров вошла в глубину, на самом же деле около нее наросла городская почва за многовековое существование Бухары.
Историк X века Наршахи рассказывает, что на этом месте стояла мечеть Мах (луна), которая была построена на месте храма огнепоклонников. Здесь два раза в год устраивался базар, на котором продавали деревянных и глиняных идолов.
Мечеть Магоки Аттори относится к типу так называемых закрытых мечетей, с перекрытием на шести каменных устоях (столбах). Южный её портал, со стороны сквера, представляет шедевр архитектурного декора. Портал и её нишевидный вход украшены разнообразными способами: резьбой по алебастру, кладкой из шлифованных кирпичиков, поливной майоликой и резной терракотой.
АНСАМБЛЬ ПОИ КАЛОН (XII-XVI вв.)
Ансамбль Пои Калон состоит из 3-х архитектурных сооружений: минарета Калон, мечети Калон и медресе Мир-и-Араб, составляющих вместе цельный архитектурный ансамбль, наиболее величественное и художественное сооружение Бухары.
МИНАРЕТ КАЛОН (1127 г.)
Минарет Калон был построен в правление Караханидского хана Арслан Хана. Это самое высокое сооружение в старой Бухаре (46,5 метра).
Минарет представляет собой массивный круглый столб, сложенный из жженого кирпича. Он имеет 12 декоративных поясов, на каждом из которых не повторяющийся узор. Минарет сохранил 3 пояса, на которых имеются надписи: дата строительства - 1127 год, имя жертвователя-правителя Бухары Арслан хана и имя строителя - усто Барно, могила которого находится в близ лежащих кварталах.
Минарет служил местом призыва всех мусульман на праздничную или пятничную молитву в мечеть, которая стоит у подножия минарета.
МЕЧЕТЬ КАЛОН (1515 год)
Соборная или пятничная мечеть Калон считается одной из древнейших и второй по величине после Биби Ханым (Самарканд) в Средней Азии.
Археологические раскопки указывают на наличии на её территории нескольких древних полов. Постройка мечети предположительно была начата в XV веке и закончилась в 1515 году, как гласит надпись над входом в мечеть.
Мечеть принадлежит к типу открытых мечетей с прямоугольным двором. Главное здание у западной стены имеет художественно отделанный михраб, высокий портал с резной мозаикой и внутренний купол, поверх которого возвышается наружный купол на высоком декоративном барабане. Наружный купол возвышается над всеми постройками города и утопает в синеве бухарского неба.
Напротив мечети на одной оси расположено медресе Мир-и-Араб.
МЕДРЕСЕ МИР-И-АРАБ (1530 год)
Название памятника получило от имени шейха Абдуллы Йеменского, который финансировал строительство медресе. Абдулла Йеменский или Мир-и-Араб был духовным наставником и религиозным лидером при Убайдулла хане.
Вход в медресе открывает величественный портал-пештак. Помещения с левой стороны от входа превращены в мавзолей, в котором находятся захоронения Мир-и-Араба, Убайдуллы-хана и его царственных родственников.
С правой стороны находится мечеть. Медресе Мир-и-араб в данное время является действующим. В нем учатся студенты, которые изучают богословские науки и готовятся стать духовными служащими. Двор медресе со всех сторон окружен аркадой двухъярусных худжр (келий).
АНСАМБЛЬ ЛЯБИ-ХАУЗ
Ансамбль Ляби-Хауз сочитает в себе современный памятник национальному герою Насреддину Афанди, медресе 16 века Кукельдаш, хонако и медресе Нодир Диван Беги, построенные в 17 в. Завершает этот ансамбль Хауз (водоем).
Ляби-Хауз в переводе означает "у берегов водоема". Он не только завершает этот ансамбль, но и создает микроклимат. Многовековые деревья тутовника, окружающие этот Хауз, создают тень в жаркие дни. Здесь располагались базар, чайхана, парикмахерские, лавки цирюльников. Водоем прямоугольной формы, размеры 36 х 42 м, глубина 5м. Берега Хауза, скошенные в углах, выложены крупными блоками камня, уступами; по ним спускались за водой водоносы (машкабы), разносившие в бурдюках воду для поливки улиц и для питья. Вода в Хауз поступала из канала Шахруд, который располагается слева. Большие празднества проводились именно на этой площади. Лавки украшались коврами и вышивками. Вечером зажигались огни, ставились торговые палатки. Толпы бухарцев после праздничной молитвы гуляли по площади Ляби-Хауз.
МЕДРЕСЕ КУКЕЛЬДАШ (XVI век)
Самое раннее сооружение, у которого сложился Хауз, медресе Кукельдаш, построенное в 16 веке. Это самое крупное медресе города. Оно представляет собой 2-х этажное здание с большим мозаичным порталом у входа, оформленным глубокой сводчатой нишей, фланкированной на углах изящными колонками из полупрозрачного зеленого оникса. Портал медресе очень растянут и завершен башнями - гульдаста.
Это сооружение имеет необычное архитектурное решение, оно не замкнуто, т. е. наружные и задние фасады подобно главному, оформлены глубокими лоджиями. В медресе есть 160 худжр, здесь обучались и жили 320 студентов. Декор еще тогда был не богатым, и только маленькие фрагменты сохранились до наших дней. Сейчас здание находится в стадии реконструкции.
Позже в 17 веке зодчие пристроили мечеть Хонако Нодир Деван Беги.
ХОНАКО НОДИР ДИВАН БЕГИ (XVII век)
Это прямоугольное с купольным крестообразным перекрытием здание с нетрадиционным вытянутым и узким порталом и боковыми башенками. Ниши купольного зала декорированы сталактитами. Зал однокупольный, вокруг него в 2 этажа располагаются худжры. Здесь вы видите михраб, украшенный архитектурным декором. Хонако являлось местопребыванием дервишей (странствующих монахов, проповедовавших суфизм). Суфизм - мистико-aскетическое учение в исламе. Первоначально суфизм появился в 8 в. среди арабов в Сирии, Ираке и Египте. Со временем появилось много орденов, таких как Кубравиа, Накшбандия. Основателем этого ордена был уроженец нашего города Бахоуддин Накшбанд. В 12 км от Бухары находится его мемориальный комплекс, многие другие последователи суфизма являются уроженцами нашего города, среди них Гиждувани, Бухори.
Хотя планировка Ханако непропорциональна, она всё-таки вписывается в архитектурный ансамбль, на одной оси с ним находится Медресе Нодир Диван Беги.
МЕДРЕСЕ НОДИР ДИВАН БЕГИ (XVII век)
Медресе 17 века Нодыр Диван Беги. Тот же прямоугольный портал, в 2 ряда уходящие худжры, по бокам башни - гульдаста. Обратите внимание на портал - он украшен изображениями живых существ. Это была первая попытка зодчих отойти от традиционного декора. Большой интерес представляет декорация тимпанов портала, выполненная в технике полихромной мозаики. К лучистому солнцу устремляются фантастические птицы счастья Симург, держащие в когтях фантастических животных. Здесь также присутствует растительный орнамент - спиралевидные стебли и цветы. В декоре отсутствует красный цвет. Это объясняется тем, что он ассоциируется с жарой, а т.к. климат был очень жаркий, то зодчие старались украшать свои творенья больше голубыми, зелеными, синими и желтыми тонами, которые здесь и преобладают. На портале надпись на арабском языке, она гласит: "Аллах велик, Мухаммед пророк его". Это было традиционным элементом украшать порталы медресе надписями.
Слово медресе арабского происхождения, произошло от слова дарс - урок. Это учебное заведение, появилось во времена утвержденного ислама. Здесь изучали Коран, арабский, персидский языки, светские науки, географию, историю своего края.
Квадратный двор обрамлен худжрами в 2 этажа. Отличительная особенность этого медресе в том, что здесь отсутствует мечеть и классная комната (дарсхона). Это объясняется тем, что первоначально это медресе было задумано как караван сарай, но по каким-то причинам затем было превращено в медресе. В настоящее время здесь находится ремесленный центр.
МЕДРЕСЕ УЛУГБЕКА (1417 год)
Самое древнее из 3-х медресе, построенное внуком Тимура - Улугбеком.
Это прямоугольное здание со двором и парадным входом, украшенным высоким порталом - пештаком.
Фасад представляет двухъярусную аркаду и имеет 2 крыла. С обеих сторон его закрывают две башни - (гульдаста).
В мотивах орнамента преобладают астральные элементы, что можно связать с мировоззрением Улугбека, как астронома. На створке ворот имеется надпись, гласящая о том, что "стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки" (из Корана).
Медресе поражает исключительной строгостью и выдержанностью форм, пропорциональностью.
МЕДРЕСЕ АБДУЛЛАЗИЗ-ХАНА (1652 год)
Медресе Абдуллазиз- хана занимает особое место по богатству художественной отделки.
Портал-пештак Абдуллазиз-хана поражает своей высотой и богатой наружной отделкой. Айван имеет многогранную форму и украшен свисающими сталактитами. На его стенах написаны стихи светских поэтов.
Вместо скромного геометрического и растительного орнаментов, здесь выступает более усложненный и пестрый орнамент. Имеется изображения китайского дракона и птицы Семург. В цветной гамме изразцов использованы желтые цвета.
В медресе имеются две мечети - зимняя и летняя. Обе мечети отличаются исключительной роскошью в отделке стен и потолка.
Медресе было капитально реставрировано в 1930 году усто Ширин Мурадовым.
ДВОРЕЦ СИТОРА-И-МОХИ ХОСА
В 4 километрах к северу от города находится дворец, принадлежавший последнему эмиру Бухары - Саид Алим-хану (1911-1920 годы).
Название дворца переводится с персидского языка, как звезда и луна Хана. Вход во дворец открывает парадный вход, в котором использовалась мозаика самых разноцветных оттенков и цветов, что не характерно для архитектуры Бухары, использующей в основном синие, зеленые цвета.
Дворец построен по примеру традиционных бухарских домов и состоит из 3-х частей: вход, наружный двор (для мужчин) и внутренний двор (для женщин). Вход по периметру окружен мастерскими ремесленников, которые здесь работали.
Далее вы выходите на широкую площадку, в центре которого находится небольшой водоём, окруженный одноэтажным зданием, в форме буквы "г". Архитектура напоминает европейский стиль с элементами местного зодчества. Объясняется это тем, что Амир Саид Алим Хан некоторое время учился в Санкт Петербурге, куда по его приезду были отправлены местные архитекторы, строившие дворец.
В Ситора-и-Мохи Хосе также находится старый дворец, построенный отцом эмира - Ахадом. Этот дворец построен в совершенно ином стиле. Он имеет другую планировку и убранство. В нем располагался гарем из многочисленных жен эмира. Дворец располагается на берегу водоёма.