В 1403 году, 27-летний внук Тимура – Мухаммед-Султан, которого прочили в наследники престола, возвращаясь из похода к берегам Малой Азии, внезапно умирает. Останки скончавшегося по дороге царевича были доставлены в Самарканд и погребены на территории ансамбля сооружений, ранее им же построенного, состоящих из медрессе (самое древнее медрессе в Центральной Азии), ханаки и минаретов.
Похоронив внука, Тимур приказал соорудить мавзолей для царевича. Тогда над склепом соорудили восьмигранник, и как записал историк Шара ад-дин Али Йезди, «возвели купол, подобный небу, сложили нижнюю часть стен из мрамора, украшенного золотом и лазурью…». Тимуру не понравилось сооружение, он приказал разломать его и выстроить новый, ещё величественней. Но эти работы, очевидно, не были доведены до конца, так как в начале 1405 года Тимур скончался и был похоронен здесь же, хотя известно, что для него был заготовлен грандиозный мавзолей в его родном городе Шахризабсе. Но внезапная смерть и сложная политическая ситуация, возникшая после его смерти, привели к тому, что Эмира было решено похоронить в Самарканде.
На тёмно-зелённом, имеющим собственную легенду*), нефритовом надгробии великого Эмира высечена следующая эпитафия:
«Это гробница великого султана, милостивого хакана Амира Темура гурагана, сына эмира Тарагая, сына эмира Баркала, сына эмира Илонгира, сына эмира Ийджала, сына Карачар нойона, сына эмира Суку Сичана, сына эмира Ирумчи барласа, сына эмира Качули, сына Туманай-хана. Это девятое поколение. Чингизхан происходит из того же рода, от которого происходят предки достохвального султана, погребённого в этой священной и прекрасной гробнице.Хакан Чингиз – сын эмира Есугай бахадура, сына эмира Бартан бахадура, сына Кабул-хана, сына упомянутого Туманай-хана, сына эмира Байсункара, сына Хайду-хана, сына эмира Дутама, сына эмира Буки, сына эмира Бузанджира. Кто желает знать дальше, да будет тому известно: мать последнего звали Аланкува, которая отличалась честностью и своей безукоризненной правдивостью. Она однажды понесла от луча света, который явился к ней в отверстие жилища и приняв образ человека, объявил, что он потомок повелителя правоверных Али, сына Абу Талиба. Это показание, данное ею, принято за истину. Достохвальные потомки её будут владеть миром веками».
При Улугбеке, восьмигранный мавзолей окончательно превращается в династическую усыпальницу Тимуридов. Мавзолей достраивается, в него переносятся останки Мир Сейида Береке – духовного наставника Тимура, в ногах у которого Тимур и хотел быть похороненным. Обновляется декоративная отделка стен внутри здания, на полу устанавливаются и заключаются в ажурную ограду надгробные камни. В декоре мавзолея сконцентрировано всё лучшее, что было достигнуто мастерами на Среднем Востоке, но переработанное применительно к местным традициям.
В Усыпальнице также похоронены два сына Тимура - Мираншох и Шохрух Мирзо (отец Улугбека), сам Улугбек, два юных тимурида Абдулло Мирзо и Абдурахмон Мирзо. За мраморной оградой, на возвышении находится неизвестное надгробие некого суфия Сайид Умар. По одной из версий (Т. Саидкулов), это мог бы быть шейх ад-дин Куляль, суфий, с которым дружил отец Тимура и сам Тимур.
Фактически, прах всех вышеперечисленных лиц покоится не в той зале, украшенной золотом, где выставлены надгробия и куда приводят туристов, а этажом ниже, точно в таком же расположении, как и наверху. Истинное место захоронения – место не публичное, туда обычно не пускают. Именно там, в июне 1941 году, специальная комиссия во главе с Т.Н. Кары-Ниязовым произвела вскрытие захоронений. В гробу из арчовых досок, сколоченных массивными коваными гвоздями, под обрывками тёмно-синего парчового покрывала, был обнаружен костяк Тимура. Подтвердились исторические сведения о хромоте и сухорукости Тимура и о насильственной смерти Улугбека, а участвующий в Комиссии, учёный Михаил Герасимов по черепам смог восстановить портреты Тимура, Шахруха, Мираншаха, Улугбека и Мухаммед-Султана.
*)Нефритовое надгробие Великого Эмира
Китайцы считают, что нефрит обладает божественной силой, символизирует космическую энергию, совершенство, силу, власть, неподкупность и бессмертие, поэтому огромная нефритовая плита, некогда принадлежавшая китайскому императору, находилась во дворце китайского императора на самом почётном месте. Неизвестно, когда и кем она была вывезена из дворца, но факт остаётся фактом, что два огромных куска нефрита достались Улугбеку при победе над монголами в 1425 году у селения Кетмень-тепе в долине реки Чу.
Камни были настолько крупными и тяжёлыми, что для них пришлось сооружать особую повозку. Самаркандские мастера путём тщательной подгонки соединили их между собой и сделали надгробие Тимуру.
В 1740 году иранский шах Надир, завоевав Бухарское ханство, в состав которого тогда входил Самарканд, и осмелился приказать, чтобы камень забрали с могилы и доставили в Мешхед (вместе с камнем было приказано также забрать металлические ворота из мечет Биби-Ханым).
Придворный историк Надир-шаха пишет, что предполагалось, что из камня будет сделан пол и облицовка стен одного из святых зданий столицы Ирана. Однако, во сне к Надир-шаху явился духовный учитель Тимура - Мир Сейид Береке и сказал, что камень следует вернуть. Наутро, устрашённый шах, распорядился отвести “камень Тимура в Самарканд и поместить на своём месте, как было раньше".
По дороге в Самарканд, при переправе через реку нефрит упал и раскололся на два неравных куска. Однако, камни всё же были возвращены, а мастера снова искусно соединили два куска и поместили на прежнее место.
материалы взяты с сайта интернет-проекта Виртуальный Самарканд